Замена ремня ГРМ на двигателе 1JZ-GE Toyota Chaser JZX100

Очередная статья – о замене ремня ГРМ в автомобиле Toyota Chaser JZX100, двигатель, соответственно – 1JZ-GE. По регламенту ремень газораспределительного механизма (ГРМ) должен меняться каждые 100000 километров пробега автомобиля, и опять же – далеко не каждый это делает строго по регламенту. Я решил заменить его сразу, как только появилась возможность. Почитав форумы в интернете и посоветовавшись с людьми, заодно с ремнём ГРМ решил поменять также:

  1. Ролик натяжителя ремня ГРМ – одна штука.
  2. Сальник распредвала – две штуки.
  3. Сальник коленвала передний – одна штука.
  4. Прокладка клапанной крышки – две штуки.

Всё было куплено конечно же оригинальное японское, благо у нас в городе есть места, где продаются качественные запасные части, а где именно — обойдёмся без рекламы. 😉

Весь ремонт производился не на яме, просто на ровном полу, но был один момент, когда её наличие под машиной очень бы пригодилось – об этом ниже. Ремонт предстоял основательный и серьёзный, потому с самого начала всё делалось вдвоём с товарищем – так и веселей и сподручней в некоторых случаях.

ВНИМАНИЕ: если вы решили заняться подобным ремонтом, используя то, что здесь написано — рекомендуется сперва полностью прочитать статью, а не делать всё «по ходу дела»!

На фото ниже – предстоящее место работ. Сперва освобождаем место для удобства дальнейших манипуляций. Снимаем защиту картера и защиту двигателя. Снимаем патрубок воздушного фильтра, крепящийся на один болт, на фото №1 он отмечен стрелкой.

Предстоящее место работ
Фото №1 — Предстоящее место работ

Снимаем защёлки с крышки корпуса воздушного фильтра, ослабляем с двух сторон хомуты на резонаторе воздушного фильтра (на фото №2 отмечены стрелками №1), отцепляем от него же тонкий шланг внизу, аккуратно снимаем и убираем в сторону все демонтированные агрегаты.

Снятие воздушного фильтра
Фото №2 — Снятие воздушного фильтра

Далее снимаем радиатор охлаждения двигателя. Конечно же, теоретически можно это не делать, но тогда будет гораздо сложнее производить запланированный ремонт – места мало будет для рук. Я решил его снять.

Сперва сливаем охлаждающую жидкость с радиатора. Открываем заливную пробку сверху, подставляем заранее подготовленную чистую тару в объёме примерно 6-8 литров, открываем сливной кран внизу радиатора и ждём, пока сольётся вся жидкость.

После этого ослабляем хомуты и снимаем с радиатора все патрубки, подходящие к нему. Внизу слева к радиатору подходят два тонких шланга (они хорошо видны на фото №12 далее в статье), по которым через него прогоняется для охлаждения масло с АКПП, их снимаем и тут же затыкаем чем-нибудь заранее приготовленным – я закрыл болтами, подходящими по диаметру.

Чтобы не возникало вопросов – что за врезка дополнительного шланга в верхний патрубок — у меня установлен котёл подогрева охлаждающей жидкости для зимних запусков автомобиля (фото №2, стрелка №2).

Откручиваем и убираем в сторону два кронштейна радиатора сверху, и снимаем радиатор вместе с кожухом вентилятора. Дальше снимаем крыльчатку вентилятора, она крепится на несколько гаек к термомуфте вентилятора.

Радиатор снят, снимаем крыльчатку вентилятора
Фото №3 — Радиатор снят, снимаем крыльчатку вентилятора

Снимаем термомуфту вентилятора (фото №4, стрелка №1), она крепится к шкиву вентилятора (фото №4, стрелка №2). Далее снимаем ремень привода навесных агрегатов (фото №4, стрелка №3) – для этого берем соответствующий ключ под болт на натяжителе ремня (фото №4, стрелка №4) и надавливаем на него по часовой стрелке. Натяжитель слегка сдвинется и ремень можно будет снять.

Снимаем термомуфту вентилятора, ремень привода навесных агрегатов
Фото №4 — Снимаем термомуфту вентилятора, ремень привода навесных агрегатов

Ремень привода навесных агрегатов снят. Тут выяснилось, что ролик натяжителя ремня слегка люфтит (на фото №5 указан стрелкой). Решил его заменить, пришлось идти в магазин за новым. Кстати, на фото на крышке возле шкива коленвала видна грязь – так что сальники распредвала были куплены не зря, это с них масло и подбегало.

Ремень навесных агрегатов снят
Фото №5 — Ремень навесных агрегатов снят

Снимаем крышку маслозаливной горловины, откручиваем болты и снимаем верхнюю и боковую крышки ремня привода ГРМ. Видим шкивы распредвалов, на правом шкиве – муфта VVTi. Откручиваем и снимаем натяжитель ремня навесных агрегатов.

Снимаем боковую крышку и натяжитель ремня навесных агрегатов
Фото №6 — Снимаем боковую крышку и натяжитель ремня навесных агрегатов

Следующий шаг очень важный! Перед дальнейшими манипуляциями и снятием шкива коленвала НЕОБХОДИМО правильно выставить метки на распредвалах и коленвале! В принципе, данная процедура довольно простая и описана в книге по машине, главное не забыть о ней.

Нужно установить цилиндр №1 в ВМТ (верхнюю мёртвую точку) такта сжатия. Для этого проворачиваем ТОЛЬКО ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ шкив коленвала и совмещаем его риску с установочной меткой «0» на крышке ремня привода ГРМ (фото №7, стрелка №1). Вообще на шкивах и коленвала и распредвалов – по две метки (метки шкива коленвала — фото №7, стрелки №2, метки шкивов распредвалов хорошо видны на фото №11, стрелки №1 – насечки и правее них — точки). Соответственно – сопоставляем какие-то из этих пар меток на шкивах друг с другом так, чтобы метка на шкиве коленвала была напротив цифры «0».

Выставляем метки на шкивах коленвала и распредвалов
Фото №7 — Выставляем метки на шкивах коленвала и распредвалов

Далее – при выставленных правильно метках – снимаем шкив коленвала, для чего откручиваем болт крепления шкива. Можно это сделать легко, используя специнструмент, но у нас его не было, поэтому пришлось придумывать на ходу.

За счёт подручных средств – ключа с головкой на болт шкива и пары труб создаём большой рычаг, так как усилие для того, чтобы сорвать этот болт, придётся приложить очень большое.

Срываем болт крепления шкива коленвала
Фото №8 — Срываем болт крепления шкива коленвала

Лезем под машину (тут я и пожалел, что машина не на яме), находим лючок на коробке передач, он закрыт твёрдой резиновой крышкой, открываем его, вставляем туда в имеющееся напротив лючка отверстие лом для того, чтобы заблокировать коленвал. Если напротив лючка отверстия нет, можно чуть-чуть прокрутить шкив коленвала.

Блокируем ломом коленвал
Фото №9 — Блокируем ломом коленвал

После блокировки коленвала вдвоём берёмся за сделанный нами рычаг (у нас получился длинный – около 2 метров) и с пары подходов срываем болт крепления шкива коленвала. После чего откручиваем этот болт и снимаем сам шкив. Снимаем и убираем направляющую цепи, находящуюся за ним.

Шкив коленвала снят
Фото №10 — Шкив коленвала снят

Снимаем крепление насоса ГУР, так как оно мешает открутить один из болтов крышки привода ГРМ (фото №11, стрелка №2). Теперь можно снять оставшуюся, третью, крышку ремня привода ГРМ, на которой стоят метки «10» и «0».

Снимаем крепление насоса ГУР
Фото №11 — Снимаем крепление насоса ГУР

Снимаем генератор, так как он тоже будет мешать поменять ролик натяжителя ремня ГРМ (фото №12, стрелка №1), и убираем его в сторону (фото №12, стрелка №2).

Снимаем генератор
Фото №12 — Снимаем генератор

Снимаем ремень привода ГРМ. Находим для этого нужный ключ-шестигранник, вставляем его в отверстие на натяжителе ремня ГРМ, и давим его по часовой стрелке. Натяжитель отодвигается, ремень ГРМ можно высвободить и снять. После снятия ремня привода ГРМ снимаем и ролик натяжителя приводного ремня ГРМ.

Снимаем ремень привода ГРМ
Фото №13 — Снимаем ремень привода ГРМ

Осмотр снятого ремня показал, что его замена была не лишняя – в несколько местах по нему были отчётливо видны трещины.

Снятый ремень привода ГРМ
Фото №14 — Снятый ремень привода ГРМ

Далее – снимаем клапанные крышки для замены прокладок клапанных крышек. Для этого нужно снять полностью «штаны» (фото №15, показано стрелкой), отсоединив от них многочисленные шланги и датчики.

Меняем прокладки клапанных крышек
Фото №15 — Меняем прокладки клапанных крышек

Откручиваем болты со «штанов» (показаны стрелкой), убираем их в сторону.

Откручиваем болты
Фото №16 — Откручиваем болты

Откручиваем сами клапанные крышки, снимаем их. Убираем старые прокладки, кладём на их место новые.

Клапанные крышки сняты
Фото №17 — Клапанные крышки сняты

Клапанные крышки пока что на место не ставим! На распредвалах есть место под гаечный ключ, используя которое, можно сорвать болт крепления шкивов распредвалов для их съёма и замены сальников под ними. Блокируем вал ключом, срываем болт крепления шкива распредвала, снимаем его.

Блокируем вал ключом, срываем болт крепления шкива распредвала
Фото №18 — Блокируем вал ключом, срываем болт крепления шкива распредвала

Демонтируем таким образом шкивы распредвалов, затем снимаем металлическую крышку, которая закрывает доступ к сальникам.

Старые сальники распредвалов
Фото №19 — Старые сальники распредвалов

На фото ниже показаны новые сальники распредвалов, которые будут устанавливаться взамен старых.

Новые сальники распредвалов
Фото №20 — Новые сальники распредвалов

Снимаем старые сальники. На левом распредвале можно снять верхнюю часть и тогда вытащить старый сальник с него будет гораздо проще. На правом – просто аккуратно выковыриваем сальник отвёрткой, НЕ ПОВРЕЖДАЯ ВАЛ!

Старые сальники распредвалов сняты
Фото №21 — Старые сальники распредвалов сняты

Теперь снимаем передний сальник коленвала. Для этого уже в процессе ремонта мы собрали конструкцию для снятия шестерни коленвала привода ГРМ, за которой и находится нужный нам сальник. Был взят кусок стального уголка, в нём сделаны отверстия под соответствующие болты – по центру широкий под центральное отверстие на шестерне и два боковых поуже, которыми конструкция будет плотно крепиться на шестерне. Крутим центральный широкий болт и плавно вытягиваем шестерню на себя.

Снимаем шестерню коленвала привода ГРМ
Фото №22 — Снимаем шестерню коленвала привода ГРМ

Вынимаем старый передний сальник коленвала, ставим на его место новый. При установке нового сальника нужно быть предельно осторожным, убедиться в том, что он вошёл на своё место равномерно без перекосов. Используем при этом что-нибудь типа отвёртки, слишком не усердствуя, дабы не повредить сальник и вал!

Новый только что установленный передний сальник коленвала
Фото №23 — Новый только что установленный передний сальник коленвала

Таким же образом аккуратно и нежно ставим новые сальники распредвалов. Главное на этом этапе – не торопиться, иначе если повредить сальник или перекосить его, весь смысл работы потеряется – масло будет пробегать как и раньше.

Сальники распредвалов установлены
Фото №24 — Сальники распредвалов установлены

И конечно же попутно хорошенько отмываем все запчасти, которые снимались с двигателя в процессе ремонта! Также отмываем, где возможно достать, сам двигатель. Чтобы это сделать, хватит 3-5 литров бензина или солярки и побольше ветоши.

Отмываем снятые с двигателя запчасти
Фото №25 — Отмываем снятые с двигателя запчасти

Устанавливаем обратно отмытую металлическую крышку, шкивы распредвалов, На двигатель теперь просто приятно смотреть, совсем другое дело!

Устанавливаем обратно снятые запчасти
Фото №26 — Устанавливаем обратно снятые запчасти

Устанавливаем обратно шестерню коленвала привода ГРМ, устанавливаем новый ремень привода ГРМ, ставим направляющую цепи.

Устанавливаем ремень привода ГРМ
Фото №27 — Устанавливаем ремень привода ГРМ

Направляющая цепи на фото №28 указана стрелкой №1, с большим количеством отверстий по кругу. Ролик натяжителя приводного ремня ГРМ  — на фото №28 обозначен стрелкой №2.

Кстати, насчёт ролика натяжителя приводного ремня ГРМ. После снятия его нужно зажать в тисках и застопорить двигающийся в нём цилиндр например заранее приготовленным тонким гвоздиком и так и оставить до обратной установки. После замены ремня привода ГРМ ролик натяжителя ремня ГРМ ставится на своё место, прикручивается и только потом гвоздик убирается, после чего ремень привода ГРМ сразу же натянется.

Направляющая цепи и натяжной ролик привода ГРМ
Фото №28 — Направляющая цепи и натяжной ролик привода ГРМ

Дальше устанавливаем обратно снятые ранее запчасти. Ставим и прикручиваем на место пластмассовую крышку, генератор, кронштейн насоса ГУР, натяжитель ремня навесных агрегатов. Устанавливаем шкив коленвала. Здесь прилагаем максимум усилий, потому как закреплён он должен быть очень хорошо! После этого не забываем залезть под машину и вынуть блокирующий коленвал ломик из лючка коробки передач и закрыть лючок крышкой.

Продолжаем установку снятых запчастей
Фото №29 — Продолжаем установку снятых запчастей

Далее очень важный момент! На фото №30 вблизи показана пластина непонятного мне назначения, закреплённая на одном болту, видимо какой-то датчик. Если вы при ремонте тоже собираетесь менять передний сальник коленвала, соответственно вам придётся снимать шестерню коленвала привода ГРМ.

В таком случае СПЕРВА НАЙДИТЕ и открутите эту пластину, иначе один из зубцов шестерни при её снятии легко, и самое что неприятное – незаметно для вас может повредиться или отломаться об пластину, и машина потом просто перестанет заводиться!

Перед снятием шестерни коленвала привода ГРМ – снять эту пластину!
Фото №30 — Перед снятием шестерни коленвала привода ГРМ – снять эту пластину!

Ролик натяжителя приводного ремня ГРМ вблизи.

Ролик натяжителя приводного ремня ГРМ
Фото №31 — Ролик натяжителя приводного ремня ГРМ

Устанавливаем на место ролик натяжителя ремня навесных агрегатов, шкив и термомуфту вентилятора.

Продолжаем установку снятых запчастей
Фото №32 — Продолжаем установку снятых запчастей

Ставим на место все снятые ранее крышки ГРМ, закрываем и прикручиваем клапанные крышки, закрываем крышку маслозаливной горловины, ставим на место «штаны», подключаем к ним все шланги и датчики.

Вообщем, собираем всё обратно. Устанавливаем на место радиатор, подключаем к нему все патрубки, не забывая про шланги охлаждения масла с коробки передач, закрываем сливной краник внизу, заливаем в радиатор охлаждающую жидкость. Ставим на место вентилятор и его кожух, систему воздушного фильтра.

Ремонт закончен. Заводим машину, прогреваем, убеждаемся, что всё в порядке.

comments powered by HyperComments