Установка подогревателя охлаждающей жидкости Северс-М в Toyota Chaser JZX100

Актуальная тема для любого автомобилиста в зимнее время – это запуск двигателя после более-менее продолжительного простоя машины в гараже (или рядом с домом или на стоянке – не суть важно), или так называемый «холодный запуск». Всем известно, что подобные запуски только вредят двигателю автомобиля, ускоряя его износ. Страна у нас большая, и, тем не менее, зима остаётся зимой практически на всех её широтах, со своими холодами и морозами. И после того, как машина простояла в гараже даже всего одну ночь при -20 и ниже «за бортом» — моторное масло успевает замёрзнуть и загустеть, а если ещё и аккумулятор у вас не совсем новый, то риск не завести авто увеличивается кратно.

Именно для того, чтобы решить эту самую проблему холодных запусков, я и задумался в своё время об установке подогревателя охлаждающей жидкости на своего железного коня. Данная статья, к сожалению, пишется не по «горячим следам», как обычно я это делаю – котёл, как называют подогреватель охлаждающей жидкости в народе, был установлен ещё пару лет назад и с тех пор выполняет свою функцию безукоризненно.

И тем не менее, сейчас я постараюсь описать процесс его установки максимально точно для того, чтобы, возможно, мой опыт пригодился кому-то ещё.

В процессе выбора подогревателя из всего того многообразия, что есть сейчас на рынке, моё внимание привлёк Северс-М фирмы ЗАО «Лидер». Во-первых, отзывы у знакомых о нём были положительные, а во-вторых, почему-то как-то больше доверия к отечественному производителю. Исходя из объёма двигателя моей машины – 2,5 литров, было решено взять подогреватель помощнее – 2,0 кВт. На фото ниже тот самый подогреватель Северс-М.

Подогреватель охлаждающей жидкости Северс-М в упаковке
Фото №1 — Подогреватель охлаждающей жидкости Северс-М в упаковке

А так выглядит непосредственно сам «котёл» (фото №2 ниже), вынутый из упаковки. Стрелкой №1 указано входное отверстие, через которое охлаждающая жидкость из системы охлаждения автомобиля попадает в подогреватель, стрелкой №2 – выходное отверстие, через него прогретая в устройстве жидкость выходит и поступает через верхний патрубок снова в двигатель.

Стрелка №3 – сливная пробка на тот случай, если вам нужно по какой-то причине слить всю охлаждающую жидкость из системы автомобиля и из подогревателя.

Принцип работы прост и описан на сайте производителя – «…охлаждающая жидкость нагревается в корпусе подогревателя. За счет естественной циркуляции теплая жидкость поднимается вверх, а ее место занимает холодная, которая также постепенно прогревается». Внутри корпуса подогревателя имеется термостат, который срабатывает при температуре охлаждающей жидкости +70 и отключает устройство.

В комплекте имеется инструкция по установке, советую перед самостоятельной установкой подогревателя изучить её внимательно и затем следовать ей неукоснительно.

Внешний вид подогревателя охлаждающей жидкости Северс-М
Фото №2 — Внешний вид подогревателя охлаждающей жидкости Северс-М

При покупке подогревателя мне был также выдан монтажный комплект для его установки. В него входят несколько хомутов разных диаметров, несколько разных разветвительных тройников, кронштейн для закрепления подогревателя на кузове авто, пружина (её вставляют прямо в патрубок в местах его наибольшего изгиба), патрубок и другие мелочи. К слову, с учётом места, куда я устанавливал котёл, патрубка из монтажного комплекта мне не хватило, пришлось сбегать в магазин и докупить другой на пару метров.

Монтажный комплект для установки подогревателя Северс-М
Фото №3 — Монтажный комплект для установки подогревателя Северс-М

На фото №4 стрелкой показано место, где у меня установлен подогреватель, выше стрелки чёрное – это электрический провод от подогревателя с вилкой на конце, для включения его в сеть 220В.

После изучения схемы охлаждения двигателя было решено, что подогреватель устанавливать будем так, чтобы охлаждающая жидкость поступала в него из сливной пробки блока двигателя, проходила через него, подогреваясь, и дальше попадала через разветвительный тройник в верхний патрубок, соединяющий радиатор и двигатель, по так называемому «малому кругу».

Перед началом работ не забываем слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя!

Кронштейн для крепления подогревателя, идущий в комплекте, можно изогнуть так, как вам удобно, чем я и воспользовался, предварительно выбрав место на кузове внутри слева, где будет находиться котёл. Там же уже были несколько технологических отверстий, на одно из которых и был закреплён кронштейн, а уже к нему посредством втулок из монтажного комплекта был прикручен сам подогреватель.

Важно! Во-первых, котёл нужно устанавливать как можно ниже для правильной рециркуляции холодной жидкости, поступающей в подогреватель и прогретой, выходящей из него, но конечно же – не переусердствуйте, ниже защиты двигателя его точно устанавливать не надо!

Во-вторых, по инструкции в подогреватель нужно заранее залить примерно 300 граммов охлаждающей жидкости, потом только монтировать на его постоянное местонахождение, не забываем об этом.

Место, где установлен подогреватель в Chaser JZX100
Фото №4 — Место, где установлен подогреватель в Chaser JZX100

В итоге, подогреватель был установлен, как уже было сказано, на изогнутом кронштейне в уже имеющиеся в кузове авто отверстия примерно на уровне низа двигателя пониже кожуха защиты коллектора, входным отверстием (фото №2, стрелка №1) в сторону салона автомобиля, выходным – в сторону радиатора. Во входное отверстие подогревателя вставляем кусок патрубка, заранее отмеренный и отрезанный с учётом безопасного пути прохождения и несильных изгибов (чтобы впоследствии на местах изгибов не возникали воздушные пробки), затягиваем его хомутом. Выкручиваем сливную пробку охлаждающей жидкости с двигателя, второй конец патрубка подводим к ней, надеваем на него штуцер, смазав герметиком, штуцер вкручиваем вместо сливной пробки.

Ниже – фото подогревателя Северс-М, уже установленного на своём месте.

Подогреватель Северс-М
Фото №5 — Подогреватель Северс-М

Вот здесь и понадобился дополнительно купленный в магазине патрубок, так как путь прохождения его от выходного отверстия подогревателя до верхнего патрубка системы охлаждения получился довольно длинный. Учитывая то, что данный патрубок будет проходить в опасной близости к постоянно работающему вентилятору, следует обязательно закрепить его, например крепежными ремешками, идущими в комплекте, к чему-нибудь неподвижному на двигателе.

Патрубок, через который подключен подогреватель в систему охлаждения
Фото №6 — Патрубок, через который подключен подогреватель в систему охлаждения

Далее снимаем короткий толстый патрубок, соединяющий верхний выход с радиатора и двигатель и разрезаем его примерно посередине. Берём подходящий тройник из монтажного комплекта, смазываем концы герметиком, и устанавливаем на него концы разрезанных патрубков и конец выходящего с подогревателя длинного тонкого патрубка так, чтобы опять же не было сильных изгибов. Хорошо затягиваем предварительно надетые на патрубки хомуты, устанавливаем и затягиваем толстый патрубок на выходное отверстие с радиатора и на двигатель.

Результат всех проделанных действий вы можете увидеть на фото ниже —

Тройник, посредством которого врезан подогреватель в систему охлаждения автомобиля
Фото №7 — Тройник, посредством которого врезан подогреватель в систему охлаждения автомобиля

На этом всё, монтаж предпускового подогревателя закончен. Заливаем обратно в систему охлаждения слитый заранее антифриз/тосол. Попытка проверить работу котла сразу же после этого может закончиться неудачей, так как в патрубках после установки возможно наличие воздушных пробок, мешающих прохождению охлаждающей жидкости полностью по кругу и подогреватель будет быстро отключаться.

Именно поэтому после монтажа устройства НЕОБХОДИМО завести машину и прогреть двигатель ДО РАБОЧЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ, ТО ЕСТЬ ДО МОМЕНТА СРАБАТЫВАНИЯ И ОТКРЫТИЯ ТЕРМОСТАТА!

Уже после этого все воздушные пробки из системы уйдут и ваш подогреватель будет работать так, как и должен.

Небольшое дополнение. Думаю, любой понимает, что нелогично и неправильно было бы включать вилку подогревателя в сеть сразу же после того, как поставили вечером машину в гараж и собрались идти домой. Это чревато ненужными затратами на электроэнергию, т.к. котёл будет постоянно включаться, прогревать двигатель и выключаться, затем при остывании его снова включаться и так бесконечно. А приходить утром в гараж, включать его самому и ждать и топтаться на морозе вокруг машины, пока двигатель прогреется с нуля, тоже не очень интересно.

Дабы решить эту проблему, можно использовать розеточный таймер, механический или электронный, какой вам удобней. Электронный – дороже и конечно же более точный, но ему будет нужно найти тёплое место, где он будет находиться постоянно (например – погреб в гараже), так как он более прихотлив к внешней температуре.

Я купил механический, наподобие такого –

Таймер розеточный механический
Фото №8 — Таймер розеточный механический

В комплекте с ним конечно же есть инструкция по применению, а вообще принцип его работы простой – выставляем напротив чёрной стрелки ваше текущее время на данный момент и сразу же вставляем в розетку, после чего при наличии питания 220В в розетке он просто начинает работать как часы. Далее решаем, когда нам нужно, чтобы таймер включился для пропускания через себя электрического тока. Например – в 6 часов утра и до 7:30, соответственно утапливаем чем-нибудь острым обе ячейки напротив цифры шесть и одну ячейку – напротив семи, и затем включаем вилку подогревателя охлаждающей жидкости в таймер.

В итоге в 6 часов утра таймер включится на пропускание электрического тока через себя на подогреватель, который в свою очередь начнёт прогревать ваш двигатель. К моменту, когда вы придете в гараж, двигатель прогреется, а при его запуске – обороты будут уже рабочие, можно выключать подогреватель, заводить машину и смело включать отопитель салона, наслаждаясь теплом.

comments powered by HyperComments